Роскомнадзор или ФАС: кто следит за рекламой?
МАРИЯ ВЕРХОВСКАЯ


В последнее время растет популярность Роскомнадзора: регулятор стал широко известен в связи с изменениями в рекламе, а также в сфере персональных данных.
Как итог, к общественности сформировано ложное ощущение, что Роскомнадзор следит за рекламой и привлекает к ответственности за нарушения в сфере рекламы.

Так ли это? Не совсем.

Разберем, кто же все-таки следит за незаконной рекламой.

Полномочия ФАС определяются Положением о ФАС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (https://fas.gov.ru/pages/pp_FAS?ysclid=milrkuajqj614884619), из них:
- Осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы (п. 1 (https://fas.gov.ru/pages/pp_FAS?ysclid=milrkuajqj614884619))
- Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (п. 5.3.1.1 (https://fas.gov.ru/pages/pp_FAS?ysclid=milrkuajqj614884619))
- Выдает предписания, обязательные для исполнения, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе (п. 5.3.2.3 (https://fas.gov.ru/pages/pp_FAS?ysclid=milrkuajqj614884619))
- Возбуждает и рассматривает дела о нарушениях законодательства о рекламе (п. 5.3.10 (https://fas.gov.ru/pages/pp_FAS?ysclid=milrkuajqj614884619))
Издает индивидуальные правовые акты по рекламе (п. 6.8 (https://fas.gov.ru/pages/pp_FAS?ysclid=milrkuajqj614884619))

Полномочия Роскомнадзора определяются соответствующим Положением, утв. от Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228 (https://fas.gov.ru/pages/pp_FAS?ysclid=milrkuajqj614884619), в соответствии с которым Роскомнадзор:
🟡Осуществляет учет, хранение и обработку информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, в том числе сведений о рекламодателях и рекламораспространителях такой рекламы, операторах рекламных систем (п. 5.1.17 (https://rkn.gov.ru/about/regulations/?ysclid=mils044uaz962464108))

Если резюмировать, за всеми нарушениями в сфере рекламы следит ФАС. Роскомнадзор осуществляет контроль за рекламой в интернете в части наличия рекламного токена, правильности его размещения и полноты, достоверности информации, переданной в ЕРИР. Все остальное – полномочия ФАС.

На практике нередко жалобы на рекламу с нарушениями поступают в Роскомнадзор, однако этот орган не уполномочен устанавливать наличие или отсутствие признаков рекламы в информации. Как следствие, Роскомнадзор подобные обращения перенаправляет в ФАС. Например, в определении УФАС по Республике Коми № АГ/6170/25 от 16.10.2025 г. по делу № 011/05/18-1046/2025 (https://br.fas.gov.ru/to/komi-ufas-rossii/6901177a-f841-43dd-b2bc-9dccb0221a77/).


Автор: Мария Верховская.
Made on
Tilda